Школа Минотавра
Одним каникулы нужны, чтобы отдохнуть, другим – чтобы ещё чему-нибудь научиться.
Одним каникулы нужны, чтобы отдохнуть, другим – чтобы ещё чему-нибудь научиться. В «Байтике» с 5 по 8 января прошла Зимняя естественнонаучная школа. Она продолжает традиции детских компьютерных лагерей, которые были здесь в летнее время в 1990-х, а непосредственным образцом для подражания стали летняя химическая школа «Химера» в Калужской области и зимняя – в Пущине.
Богатыри за учёбой
33 старшеклассника разбиты на четыре группы: физика и химия, основная и «продвинутая». «33 богатыря пришли прокачивать свои знания, – рассказывает на открытии организатор школы, преподаватель «Байтика» Александр Петров. – Главное – постарайтесь разобраться. Задавайте вопросы! И максимально получайте удовольствие от учёбы!»
Самой популярной оказалась продвинутая химия. Это ожидаемо: Александр ведёт в «Байтике» курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по химии, и многие из участников зимней школы ходят к нему на занятия. Среди них 9-классница Гимназии Троицка Юлианна Репеева. Она уже третий год занимается у Петрова и записалась на дополнительную химию. «Лучше развиваться в одном направлении сильно, чем в нескольких – слабо, – считает она. – Химия помогает узнать, как работают различные процессы, получить совершенно новые представления о мире, о жизни с точки зрения молекул и атомов».
Идея пришла в голову Александру Петрову в декабре, «Байтик» во всём поддержал. Физику взял на себя преподаватель «Байтика» Иван Крылов, подключился и ученик Петрова, байтиковский выпускник Игорь Артамонов, который сейчас учится на втором курсе РХТУ им. Менделеева. Остальные преподаватели – тоже студенты и недавние выпускники вузов, с которыми Александр познакомился в Пущине и на «Химере», плюс три приглашённых лектора. И если тема доклада сотрудника ТИСНУМа Владимира Решетова «Физика, химия и лирика атома» была в точности по теме школы, то две другие – казалось бы, «неформат». Популяризатор биологии Василиса Уграицкая рассказала об обитателях океанского дна, а четверокурсник РГГУ Иван Сапогов – об истории советской архитектуры. Дома-коммуны 1920-х годов, сталинский ампир (который вовсе не ампир), хрущёвские пятиэтажки, Дом Советов и здание Президиума АН, типовые дома 80-х – во всём есть интересные черты… Казалось, причём тут химия? Но школьникам – интересно! «Что это за ордер, ионический?» – спрашивает выпускница художественного отделения ДШИ им. Глинки Анастасия Духова. Она занимается на курсе продвинутой химии. «Есть книжка Михаила Левицкого «Карнавал молекул», и первая глава там называется «Химия и архитектура», – рассказывает она. – Многие химики, крутые учёные, вдохновлялись архитектурой.
И наоборот: есть здания, образцами для которых служили атомы и кристаллическая решётка…»
Затем школьники отправились печь рождественское печенье вместе с директором «Байтика» Дарьей Калабуховой. И это не всё: были и музыкальные посиделки (от «Бременских музыкантов» до «Наутилуса» и «Кино»), и настолки, и «боталка» – комната, где можно подучить с преподавателем то, что непонятно.
Во временной петле
А утром 8 декабря начался финальный квест «Лабиринт Минотавра». Вопросы по физике и химии соседствовали с творческими заданиями. Прочитать вслух оду Тредиаковского, отбить ладошками сложный ритм, угадать пословицу по картинке, которую сгенерировала нейросеть, решить головоломку из спичек, посчитать массу воздуха в комнате… «Вчера был на занятии? Мы временные петли делали. Из чего? Из временной лески, вот она! Только надо посчитать диаметр, чтобы временная петля хорошо получилась…» – говорит Иван Крылов.
В конце воображаемого лабиринта ждёт преподаватель «Байтика» Михаил Алексеев. «Я должен был быть Минотавром, но рогов не нашлось. Поэтому я Зевс! А ещё у меня колотушка есть, молот Тора!» – смеётся он. Вопросы у него «со звёздочкой», на общую эрудицию. «В комнате есть ботинок и часы. Как измерить её объём?» Думайте…
Квест пройден! Одни уже пьют чай с печеньем, другие обсуждают, как правильно решались особо хитрые загадки. Например, какие именно истории зашифрованы в последовательности пиктограмм… «Это же «Ирония судьбы», вы что, не знаете?» «Женщина попадает под трамвай…
А, так я ещё Булгакова не читала!» А в углу антикафе слышны обрывки разговора школьницы с преподавателем… «При равновесном адиабатическом процессе энтропия не меняется…» Наука не отпускает.
С горящими глазами
Наконец, вручение дипломов. Из 33 «послушников» только один заболел и не смог прийти, а таких, кто бросил, и вовсе не было. «Здесь очень хороший уровень школьников, – говорит преподаватель курса продвинутой химии, студент Высшего химического колледжа РАН Александр Кликушин. –
Это не олимпиадники, которые всё знают и пишут на раз-два, но у них есть школьная база, и над ней удобно строить какие-то уже научные надстройки, потому что здесь я читал курсы, которые ближе к реальной научной химии, нежели к олимпиадной».
Его станция квеста называлась «Почхимучка»: здесь надо было объяснить явления, с которыми мы сталкиваемся повсеместно. Почему мыло – мылит, почему алмаз твёрже, чем графит… «Интересно слушать, как дети на основе имеющихся у них знаний физики, химии, биологии, математики создают свои концепции. По сути, я для этого и создавал эту станцию: послушать, как дети мыслят, – говорит Александр. – Я объяснял разницу между графитом и алмазом, одна девочка сказала: «А, так вот почему графит менее устойчивый! Там же Вандерваальсовы связи, а их легче порвать!» Она догадалась раньше, чем я сказал…»
Отметили и победителей квеста. Высший балл от Минотавра-Зевса у Анны Зотовой, в общем зачёте третья – Юлианна Репе-ева, второй – Иван Игнатов, и на
I месте с большим отрывом София Пускова, единственная среди учеников гостья из Москвы. Она участвовала в пущинской и других школах, а здесь выбрала продвинутую физику. «Школа для меня была очень интересная и полезная. Эти знания сложно получить на уроках, из книг, – говорит она. –
Понравилась атмосфера: сюда пригласили действительно понимающих, умных, мотивированных людей. Думаю приехать ещё!»
Самое время спросить о впечатлениях. «Школа дала достаточно много, – говорит Юлианна Репеева. – В первую очередь знаний. Сейчас не всё поняла, но когда буду проходить эти темы, мне станет легче. И много общения. Подружилась со старыми знакомыми, повстречалась с новыми. Было и много учёбы, и много творчества. И ещё хорошо, что школа рядом, вечером уходишь домой…»
А с точки зрения организаторов: всё ли сбылось? «Более чем! – отвечает Александр Петров. – Все постарались на славу. И ребята очень ответственные оказались. Раскрыли свои таланты. Роль «Байтика» в проведении школы неоценимая. Идеи мне в голову приходят разные, но именно здесь они воплощаются в жизнь. Есть множество подобных школ, но в большинстве из них всё держится на энтузиастах, обычно это научные сотрудники, а организаторская часть страдает. А у «Байтика» есть 35-летний опыт организации, всё готово, просто приводи людей!»
«Мы получили огромное удовольствие, работая с вами, – сказала в финале Дарья Калабухова от лица всего «Байтика». – Видеть таких ребят, с горящими глазами, с умными лицами – большая радость. Надеюсь, встретимся ещё!» Зимнюю школу в «Байтике» точно уже решили повторить через год. Будет ли летняя – вопрос сложнее. У многих из преподавателей самих в это время сессия…
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора
Последние новости
Владимир Ружицкий поздравил с Новым годом актив люберецкого отделения Всероссийского общества инвалидов
15029 просмотров Председатель Совета депутатов городского округа Люберцы Владимир Ружицкий поздравил с наступающим Новым годом актив люберецкого отделения Всероссийского общества инвалидов.
Люберчанам напомнили о правилах пожарной безопасности в новогодние праздники
15037 просмотров Сотрудники ГКУ МО «Мособлпожспас» напомнили жителям городского округа Люберцы о мерах безопасности при использовании электрических гирлянд.
Люберчанин Бежан Кобешавидзе стал победителем ежегодной премии губернатора Московской области «Мы рядом. Доброе дело»
15045 просмотров Люберчанин Бежан Кобешавидзе стал победителем ежегодной премии губернатора Московской области Андрея Воробьёва «Мы рядом.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований